Вернись!

Урок №3

Вывод сообщений на экран

До сих пор созданные вами программы использовали cout для вывода символьных строк (букв и чисел, взятых в кавычки). Но cout также можно использовать для вывода чисел (без кавычек). Следующая программа 1001.CPP выводит число 1001 на ваш экран:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << 1001;
}

Откомпилируйте и запустите эту программу. На вашем экране будет отображено число 1001, как показано ниже:

Кроме отображения целых чисел , cout также позволяет отображать числа с плавающей точкой , например 1.2345. Следующая программа FLOATING.CPP использует cout для вывода числа 0.12345 на экран:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << 0.12345;
}

Вывод нескольких значений одновременно

Как вы уже знаете двойной знак “меньше” является операцией вставки . С помощью оператора cout вы можете использовать несколько операций вставки в пределах одного оператора. Например, следующая программа 1001TOO.CPP использует эту операцию четыре раза для отображения числа 1001 на вашем экране:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << 1 << 0 << 0 << 1;
}

Каждый раз, когда в С++ встречается операция вставки, число или символы просто добавляются к тем, что находятся в настоящее время в выходном потоке. Следующая программа SHOW1001.CPP с помощью cout выводит символьную строку и число:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << "Мое любимое число равно " << 1001;
}

Обратите внимаение, что пробел, следующий за словом равно , служит для отделения числа 1001 от этого слова. Без пробела число сливается со следующим словом (равно1001).

Использование специальных символов вывода

Все программы, созданные вами до сих пор, отображали свой вывод в одну строку. Если необходимо переместить курсор в начало следующей строки, можно поместить символ новой строки (\n) в выходной поток. В С++ имеется два разных способа создания новой строки. Первый - это помещение символа \n внутри символьной строки. Например, следующая программа TWOLINES.CPP отображает свой вывод в виде двух строк, используя символ новой строки:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << "Это строка один\nЭто строка два";
}

Если вы не выводите символьную строку, можете поместить символ новой строки внутри одинарных кавычек. Например, следующая программа NEWLINES.CPP выводит числа 1, 0, 0 и 1, каждое на своей собственной строке:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << 1 << '\n' << 0 << 'n' << 0 << 'n' << 1;
}

Кроме символа новой строки для продвижения в начало следующей строки вы можете использовать символ endl (конец строки). Следующая программа ENDL.CPP иллюстрирует использование endl для продвижения курсора в начало новой строки:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << "А теперь..." << endl
        << "Учимся программировать на языке С++";
}

Другие специальные символы

Символ Назначение
\a Сигнальный вызов
\b Символ возврата
\f Символ перевода страницы
\n Символ новой строки
\r Возврат каретки
\t Символ горизонтальной табуляции
\v Символ вертикальной табуляции
\\ Символ обратный слеш
\? Знак вопроса
\' Одинарные кавычки
\" Двойные кавычки
\0 Нулевой символ
\ooo Восьмеричное число
\xhhhh Шестнадцатиричное число

Вывод восьмеричных и шеснадцатеричных значений

В зависимости от назначения ваших программ вам, возможно, потребуется выводить числа в восьмеричном или шеснадцатеричном виде. Для этого необходимо разместить модификаторы dec , oct и hex внутри выходного потока. Следующая программа OCTHEX.CPP использует эти модификаторы для вывода значений в десятичном, весьмеричном и шеснадцатеричном виде:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
cout << "Восьмеричный: " << oct << 10 << ' ' << 20 << endl;
cout << "Шеснадцатеричный: " << hex << 10 << ' ' << 20 << endl;
cout << "Десятичный: " << dec << 10 << ' ' << 20 << endl;
}

Примечание: Когда вы используете один из модификаторов для выбора восьмеричного, шеснадцатеричного или десятичного вывода, ваш выбор будет оставаться в силе до тех пор, пока программа не закончится или пока вы не используете другой модификатор.

Управление шириной вывода

При выводе на cout ваши программы могут указать ширину вывода каждого числа, используя модификатор setw (установка ширины). С помощью setw программы указывают минимальное число символов, занимаемое числом. Например, следующая программа SETW.CPP использует модификаор setw для выбора ширины 3, 4, 5 и 6 для числа 1001. Чтобы использовать модификатор setw, ваша программа должна включать заголовочный файл iomanip.h:

#include <iostream.h>
#include <iomanip.h.h>

void main(void)
{
cout << "Мое любимое число равно" << setw(3) << 1001 << endl;
cout << "Мое любимое число равно" << setw(4) << 1001 << endl;
cout << "Мое любимое число равно" << setw(5) << 1001 << endl;
cout << "Мое любимое число равно" << setw(6) << 1001 << endl;
}

Если вы указываете ширину с помощью setw, вы указываете минимальное количество символьных позиций, занимаемых числом. В предыдущей программе модификатор setw(3) указывал минимум три символа. Однако, так как число 1001 потребовало больше трех символов, cout использовал реально требуемое количество, т.е. четыре.

При использовании setw для выбора ширины, указанная ширина действительна для вывода только одного числа. Если вам необходимо указать ширину для нескольких чисел, вы должны использовать setw несколько раз.

Примечание: Предыдущая программа использует заголовочный файл IOMANIP.H. Вы можете исследовать содержимое этого файла, только ничего не изменяйте. Как и заголовочный файл IOSTREAM.H данный файл находится в подкаталоге INCLUDE.
Сайт управляется системой uCoz