Вернись!

Урок №4

Программы хранят информацию в переменных

При выполнении определенных задач ваши программы должны хранить информацию. Например, программе, печатающей файл, нужно знать имя файла и, возможно, число копий, которые вы хотите напечатать. В процессе выполнения задачи программы хранят такую информацию в памяти компьютера. Переменная – это имя ячейки памяти, которая может хранить конкретное значение.

Объявление переменных в программах

Ваши программы используют переменные для хранения информации. В зависимости от типа хранимого значения, например, целое число, буква алфавита или число с плавающей точкой, тип вашей переменной будет разным. Большинство программ на С++ будут использовать типы переменных, перечисленные в таблице:

Тип Хранимые значения
char Значения в диапазоне от -128 до 127
int Значения в диапазоне от -32768 до 32767
unsigned Значения в диапазоне от 0 до 65535
long Значения в диапазоне от -2147483648 до 2147483647
float Значения в диапазоне от -3.4 x 10-38 до 3.4 x 1038
double Значения в диапазоне от 1.7 x 10-308 до 1.7 x 10308

 Прежде чем вы сможете использовать переменную ваша программа должна её объявить, т.е. представить её компилятору С++. Чтобы объявить переменную, вам следует указать тип переменной и её имя, по которому программа будет обращаться к данной переменной. Выбираемое вами имя переменной может быть произвольным, но лучше, если оно будет иметь смысл, который описывает использование переменной. Например могут быть такие имена: name, age.

В С++ объявление перменной считается оператором, поэтому за именем переменной следует ставить точку с запятой.

Фрагмент следующей программы объявляет три переменные, используя типы int, float и long :

#include <iostream.h>

void main(void)
{
int test_score;
float salary;
long distance_to_mars;
}

Данная программа ничего не выполняет, а только объявляет переменные. Если вы объявляете несколько переменных одного типа, можно разделить их имена запятой:

float salary, income_tax, retirement_fund;

Слова, которые нельзя использовать для имен переменных.

При создании имен переменных нелбходимо знать, что в С++ слова, перечисленные ниже используются в качестве ключевых слов, имеющих специальное значение для компилятора, поэтому вы не имеете права использовать их в качестве имен переменных.

asm auto break case catch char class const continue default delete do double else enum extern float for friend goto if inline int long new operator private protected public register return short signed sizeof static struct switch template this throw try typedef union unsigned virtual void volatile while

Присваивание значения переменной

После объявления переменной вы используете оператор присваивания С++ (знак равно), чтобы присвоить значение переменной. Следующие операторы присваивают значения нескольким разным переменным:

age = 32;
salary = 25000.75;
distance_to_the_moon = 238857;

Примечание: Значения, присваиваемые переменным, не должны содержать запятые! Если вы включаете запятые, компилятор С++ будет выводить сообщения о синтаксических ошибках.

Присваивание значения при объявлении

При объявлении переменной часто удобно присваивать её начальное значение как показано ниже:

int age = 32;
float salary = 25000.75;
long distance_to_the_moon = 238857;

Использование значения переменной

Следующая программа SHOWVARS.CPP присваивает значения переменным и затем выводит значение каждой переменной, используя cout:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
int age = 32;
float salary = 25000.75;
long distance_to_the_moon = 238857;

cout << "Служащему " << age << " года (лет)" << endl;
cout << "Оклад служащего составляет $" << salary << endl;
cout << "От земли до луны " << distance_to_the_moon
        << " миль" << endl;
}

Примечание: Если вам необходимо перенести строку, постарайтесь не делать этого в середине символьной строки (внутри двойных кавычек), используйте дополнительный отступ для перенесенной части строки, как показано выше.

Превышение диапазона значений переменной

Как вы уже знаете, тип переменной определяет набор значений, которая переменная может хранить. Например, переменная типа int может хранить значения в диапазоне от -32768 до 32767. Если вы присваиваете переменной значение, которое находится вне этого диапазона, возникает ошибка переполнения . Например, следующая программа OVERFLOW.CPP иллюстрирует, как превышение диапазона значений переменной приводит к ошибке:

#include <iostream.h>

void main(void)
{
int positive = 40000;
long big_positive = 4000000000;
char little_positive = 210;

cout << "Сейчас positive содержит " << positive << endl;
cout << "Сейчас big_positive содержит " << big_positive << endl;
cout << "Сейчас little_positive содержит " << little_positive << endl;
}

При работе с переменными вам необходимо помнить диапазон значений, которые может хранить переменная каждого типа. Ошибки переполнения трудно уловимы, поэтому их трудно находить и исправлять.

Использование комментариев для улучшения чтения ваших программ

Прот создании программ включайте комментарии, которые объясняют работу программы. Если другим программистам понадобится изменить вашу программу, они смогут воспользоваться комментариями. В программах на С++ комментарии начинаются с двойного слеша:

// Это комментарий С++

Когда компилятор С++ встречает двойной слеш, он игнорирует весь текст оставшийся в текущей строке, который следует за слешем.

Сайт управляется системой uCoz